Анонс | Новости | Монастыри Киева | Храмы Киева | Фотогалерея
Укр | Рус
Рекомендуем

Image
Image Монастыри и храмы Киева
Монастыри и храмы УПЦ
Image
Украинский хостинг, сайт бесплатно, раскрутка сайта бесплатно. Киевские Митрополиты


 
В 1458 константинопольский патриарх Григорий IV Мамма, принявший Флорентийскую унию, проживая в Риме, посвятил ученика Исидора, Григория Болгарина, на митрополию всероссийскую; но так как в Москве был М. Иона, то папа Пий II, отправляя Григория к польскому королю Казимиру IV, поручил ему митрополию киевскую или литовскую, к которой причислил 9 епархий: Брянскую, Смоленскую, Перемышльскую, Туровскую, Луцкую, Владимирскую на Волыни, Полоцкую, Холмскую и Галицкую. Григорий начал ряд самостоятельных М. юго-западной церкви, хотя не был всеми признаваем и жил не в Киеве, а где-то в Литве. Около 1474 М. был избран Мисаил из епископов смоленских, управлявший киевской митрополией около 4 лет. Затем следовали Симеон (1477-1482, по другим известиям - до 1488), Иона Глезна (1482), Макарий (1495-1497), избранный в Вильно, где он и жил, будучи М., так как Киев был разорен татарами. Уже после посвящения Макария некоторые из епископов отправились за благословением к константинопольскому патриарху, и последний, давая это благословение, подтвердил, чтобы на будущее время без него не посвящали киевских М. Иосиф II Солтан (1498-1517) жил большей частью в Смоленске. В его правление состоялся собор в Вильно в 1509, имевший в виду добиться предоставления православной церкви в Литве большей самостоятельности; в этом же смысле действовал Иосиф, испросив у князя Александра в 1499 и короля Сигизмунда І в 1511 грамоты, подтверждавшие судебные привилегии русского духовенства. Иона II посвящен в киевские М. в 1516. При нем в 1522 состоялось постановление гродненского сейма, по которому высшие должности в государстве не могли занимать православные. За Ионой следовали Иосиф III с 1523, Макарий II с 1538, Сильвестр Белькевич с 1556, Иона IV Протасович с 1568, Илья Куча с 1577. По смерти последнего в 1578 был избран Онисифор Петрович-Девочка, который правил до 1588, когда был свергнут константинопольским патриархом Иеремией, так как был двоеженец. Онисифор исходатайствовал у Стефана Батория грамоту, утверждавшую права и суды православной церкви, а у Сигизмунда III - грамоту на церковные имения. По свержению Онисифора в 1588 был избран в Вильно и посвящен патриархом Иеремией Михаил Рогоза (1588-1599), известный впоследствии поборник Брестской унии. Дело его с гораздо большей жестокостью и настойчивостью продолжал Ипатий Поцей, с 1599 киевский М. Жил он главным образом во Владимире на Волыни, где и умер в 1613, назначив, вопреки церковным установлениям (76 правило св. апостол), еще при жизни своим преемником с 1611 Иосифа Велямина-Рутского, бывшего сначала кальвинистом, затем католиком, наконец униатом. Иосиф старался насаждать унию, хотя и не с таким успехом, как его предшественники. При нем в 1620 приехал в Киев иерусалимский патриарх Феофан, имевший от константинопольского патриарха полномочие устроить все церковные порядки на Руси. Православные в Киеве обратились к нему за защитой против униатов и с просьбой поставить им православного М. Патриарх посвятил Иова Борецкого в сан М. киевского, архимандрита виленского Мелетия Смотрицкого - на архиепископию полоцкую, витебскую и мстиславльскую, а Иосифа Курцевича - на епископию владимирскую (на Волыни). Велямин-Рутский обратился к папе, который предписал ловить и истреблять неуниатов. Борьба происходила почти во все управление митрополией Иова. В 1629 был созван собор для переговоров униатов с православными, но переговоры не привели ни к чему. По смерти в 1631 Иова Борецкого митрополитом был избран Исайя Копинский, но он скоро был оттеснен знаменитым Петром Могилой и умер в 1634 на покое.

Петр Могила сумел много сделать в пользу православной церкви. Основанная им коллегия явилась рассадником борцов за дело православия, а главное, долгое время была рассадником образованности и просвещения среди украинского народа вообще. В борьбе с униатами, во главе которых стоял сначала митрополит Иосиф Велямин-Рутский, а затем его преемники Иосиф Корсак и Антоний Селява, Петру Могиле много помогали запорожские казаки. Поэтому они и участвовали вместе с духовенством при выборе в 1647 преемника Могилы, Сильвестра Коссова. Королевской  привилегии  на это избрание  не было, но Коссов, с благословения константинопольского патриарха, был посвящен в 1647 в митрополиты юго-западным духовенством, с титулом М. Киевского, Галицкого и всея Руси, экзарха константинопольского престола. Титул этот носил и Петр Могила. При Коссове, по Зборовскому договору, киевскому М. предоставлено было место в сейме наряду с католическими епископами; православная вера и школы получили довольно широкие привилегии. Но достаточно было одного значительного поражения казаков, чтобы православные стали опять подвергаться преследованиям. Договором 1654 о присоединении Украины к России за М. киевским утверждались все его прежние права и владения, но с подчинением московскому патриарху. Сильвестр Коссов не сразу присягнул московскому царю, отговариваясь страхом польской мести, и хлопотал, чтобы малороссийская иерархия была оставлена в ведомстве греческого патриарха. Фактически киевские М. до Гедеона Святополка кн. Четвертинского ни разу не посвящались от московского патриарха.

Коссов умер в 1657, и преемником ему был избран Дионисий Балабан; но так как он явно тянул на польскую сторону и отказался обратиться за благословением к московскому патриарху, то в Москве и не признавали его М. В 1661 управлявший московской патриархией Питирим посвятил нежинского протопопа Максима Филимонова в епископы Мстиславские под именем Мефодия и назначил его управлять западнорусской церковью вместо Дионисия, явно перешедшего на сторону Польши. Но Мефодия не признавал за наместника греческий патриарх, а Дионисий посвятил на Мстиславскую кафедру в 1663 в Чигирине Иосифа Нелюбович-Тукальского, избранного духовенством и старшиной в М. киевские. Другая партия (главным образом гетман Тетеря) избрала М. перемышльского епископа Антония Винницкого. Смута в западнорусской церкви была неизбежна, если бы Тукальский не попался в плен полякам. На левом берегу церковными делами продолжал управлять Мефодий, поддерживаемый Брюховецким. У него родилась мысль сделаться самому М., а когда в Москве отнеслись к этому неблагоприятно, он начал интриговать против Москвы. В это время был заключен Андрусовский мир, которым на Украине были недовольны. Во главе враждебной Москве партии стал Дорошенко, который переманил на свою сторону гетмана Брюховецкого, а Мефодию обещал киевскую митрополию, но не сдержал данных обещаний; с Мефодия Иосиф Тукальский, которого Дорошенко освободил из польского плена, снял епископский сан. Мефодий убежал в Москву, где был подвергнут заточению. Но Тукальскому не удалось утвердиться в Киеве; до самой своей смерти (в 1676) он жил в Чигирине при Дорошенко; на левом берегу его не признавали, несмотря на признание его со стороны   константинопольского   патриарха.   Делами церкви управлял Лазарь Баранович, к которому, по смерти Иосифа Тукальского, перешло управление церковными делами на правой стороне Днепра. Когда в 1686 левый берег Днепра и Киев остались навсегда за Москвой, кандидатами в М. были Лазарь Баранович и Варлаам Ясинский, но ни один из них не соглашался ехать на посвящение в Москву; поэтому в Киеве был избран приехавший к гетману Самойловичу в 1685 Гедеон Святополк князь Четвертинский, который в 1686 был посвящен в Москве в М. киевские. Ему была выдана настольная грамота, в которой он назван «М. Киевским и Галицким и Малыя России», а киевская митрополия - «первоначальной» между всеми русскими; она не подчинялась московскому патриарху и находилась только под послушанием и благословением его. Несмотря на значительную долю самостоятельности, предоставленной Гедеону, подчинение киевской митрополии московскому патриарху вызвало сильные протесты со стороны Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, которые объявили посвящение Гедеона Четвертинского незаконным; но через год все было улажено, и дальнейшая история киевской митрополии сводится главным образом к постоянному и постепенному уничтожению тех своеобразных, выработанных историей особенностей, которые отличали ее от других великорусских епархий.

По смерти Гедеона М. был избран Варлаам Ясинский, которого в 1707 сменил Иоасаф Кроковский, умерший в 1718 в Твери по дороге в С.-Петербург, куда он был вызван для допроса по делу царевича Алексея Петровича. После смерти Кроковского четыре года в Киеве не было М. В 1721 киевским М. выбран межигорский архимандрит Иродион Жураковский, но назначен был Синодом тихвинский архимандрит Варлаам Ванатович; с тех пор навсегда прекратился порядок замещения киевской кафедры путем выбора. Петр I уничтожил было даже совсем титул М. как предполагающий подчинение ему других епископов, чего на самом деле не было, и Варлаам Ванатович был посвящен в Киев только «архиепископом Киевским и Галицким», без прибавления «Малыя России». В 1730 Ванатович был вытребован в Москву по обвинению в нарушении указа 17 марта 1730, предписывавшего архиереям лично присутствовать на молебнах в царские дни, был лишен сана и заключен в Кирилло-Белозерский монастырь, где и находился во все царствование Анны Иоанновны. После Ванатовича архиепископом киевским был назначен Рафаил Заборовский. При нем в 1743 был восстановлен сан М., и Рафаил был им пожалован. Умер он в 1747. Его преемник Тимофей Щербацкий Оставался на митрополии до 1757, когда его заменил Арсений Могилянский. В 1767 был окончательно выяснен вопрос о титуле киевского М.: ему было запрещено прибавлять к своему титулу «всея Малыя России». В то же время киевская епархия несколько расширилась, так как ей были подчинены новосербские поселения в Новороссии, а также Лавра и Киево-Печерский монастырь. После смерти Арсения Могилянского в 1770 М. киевским был Гавриил Кременецкий, а с 1783 - Самуил Миславский, способствовавший уравнению во всех отношениях управления малороссийских епархий с великороссийскими; его пребывание на киевской митрополичьей кафедре (скончался в 1796) можно считать временем окончательного уничтожения прав и вольностей украинского духовенства. Следовавшие за Миславским М. были уже обыкновенными великороссийскими архиереями, не пользовавшимися никакими особенными преимуществами.

Территория киевской митрополии за все время своего самостоятельного существования претерпела много изменений. При отделении от московской митрополии митрополия киевская насчитывала 9 епархий: брянскую (черниговскую), смоленскую, перемышльскую, Туровскую, луцкую, владимирскую на Волыни, полоцкую, холмскую и галицкую. С введения унии этими епархиями управляли униатские епископы; с 1620 хотя и посвящались опять православные, но они, в большинстве случаев, не управляли своими епархиями, так что киевская митрополия только номинально насчитывала на своей территории 9 епархий. С 1686 в ведении митр. Гедеона остались четыре епархии - галицкая, львовская, лункая и перемышльская; во и они скоро были обращены в унию. Гедеон составил себе новую митрополичью епархию, которая простиралась по обеим сторонам Днепра, от Козельца, Нежина, Батурина и Глухоза до Запорожской Сечи - на левой стороне Днепра, от могилевской епархии до границ киевской и подольской Украины - на правой; ей подчинялись также православные монастыри в Белоруссии, Литве и польско-русских областях. Когда в 1715 епископом-коадъютором в Переяславль был определен Кирилл Шумлян-ский, то для него были отделены от митрополии церкви переяславского полка, а также корсунско-го и богуславского. В 1775, когда в Новороссии были учреждены новая славянская и херсонская епархии, территория киевской епархии подверглась значительному уменьшению. Полтава с уездными церквами, часть Новомиргородского уезда и Запорожская Сечь отошли ко вновь учрежденной епархии. В 1777 киевская епархия опять была уменьшена. С открытием наместничеств (1781) епархии должны были совпадать с их границами; киевская епархия обнимала 11 уездов киевского наместничества. С учреждением Киевской губернии киевская епархия с 1797 стала совпадать с пределами этой последней и располагалась только по правой стороне Днепра.

В первые времена образования юго-западной митрополии М. занял место в ряду высших чиновников в государстве; но с введением унии православный М. потерял значение. В 17 в. стремлением его было занять место в сенате наряду с католическими М. Не раз это было обещано, но обещание не исполнялось, и католики не пускали в сенат даже униатских миссионеров. После присоединения Украины к России киевский М. не приобрел каких-нибудь юридических прав, не возвысилось и. его значение в гражданской жизни. Хотя на первых порах М. принимали участие в радах при выборе гетманов, участвовали и в политической борьбе, происходившей тогда на Украине между русской и польской партиями, но они не сумели приобрести прочного положения. Со времени подчинения украинской церкви московскому патриарху киевский М. потерял и прежнее значение в общественной жизни: ему было предписано не вмешиваться в гражданские дела, и он мало-помалу начинает обращаться в русского архиерея, ограничивающегося духовными делами своей епархии. За исключением ставропигиальных монастырей (Киево-Печерская лавра, Выдубицкий и др.) и черниговского архиепископа, остальные епархии и монастыри в области управления были подчинены М., который посвящал туда лиц начальствующих, судил и т.п., назначая иногда по округам наместников с правом суда над монастырями, церквами, их прихожанами и подданными по делам духовным, а иногда даже и гражданским. С 17 в. при киевском М. упоминается особый кафедральный капитул, по образцу католическому, состоявший из высших духовных сановников митрополии; с ним М. совещался и решал некоторые дела управления. В завещании Гедеона кн. Четвертинского в 1690 упоминаются консистористы. Кафедральный причт при М. и епископах назывался крылошанами. С 17 в. духовенство киевской епархии делилось на округа, а последние - на протопопии, в состав которых входило, по назначению М., разное число церквей, от 5 до 100. В протопопиях судили и разбирали дела духовные протопопы и наместники. В середине 18 в. в киевской епархии насчитывалось 22 округа, в которых было 40 протопопии. С учреждением Св. Синода при протопопах были учреждены протопопские, а при наместниках - наместнические правления, из нескольких священников. Источники содержания киевских митрополитов складывались из владения недвижимыми имениями, из судных пошлин, пошлин за поставление, венечных памятей, а также различных сборов.

Н.П. Василенко.
 
Фотогалерея
© 2008-2017. Официальный сайт Свято-Ильинской церкви Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви.

Все права защищены.

Перепечатка материалов только при наличии ссылки на http://orthodox-church.kiev.ua/


Главный редактор - протоиерей Виталий Косовский.

 


 

Создание сайта "Лаймнет"