Анонс | Новости | Монастыри Киева | Храмы Киева | Фотогалерея | Карта сайта
Укр | Рус
Календарь новостей
« 2017 »
« Март »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Рекомендуем

Image
Image Монастыри и храмы Киева
Монастыри и храмы УПЦ
Image
Украинский хостинг, сайт бесплатно, раскрутка сайта бесплатно. Image


 
По свидетельству апостола и евангелиста Иоанна Богослова: “Бог есть любовь” (1 Ин. 4: 8, 16). Продолжая мысль апостола любви, отцы Церкви перечисляют также такие свойства Бога, как добро, свет, красота, жизнь, премудрость и т. п. Бог не только обладает этими свойствами, но также является их источником, как об этом свидетельствует апостол Иаков: “Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов” (Иак. 1: 17). Бог восхотел, чтобы к Его любви, благости, красоте был причастен еще кто-то. С этой целью Он создал мир и человека в нем.

Сотворенный мир не стал продолжением Божией сущности. Его бытие совершенно иное по отношению к бытию Бога. По мысли отцов Церкви, мир не рожден Богом, но произошел как акт Его благой воли. По сравнению с бытием сотворенного мира, Бог обладает сверхбытием, бесконечно превосходящим бытие мира и человека.

Венцом мироздания стал человек, будучи сотворен по образу и подобию Божию, как о том свидетельствует Священное Писание: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его” (Быт. 1: 26–27). Человек единственный получил образ Божий. Даже об Ангелах, которые тоже были сотворены Богом как разумные существа, не говорится, что они сотворены по образу и подобию Божию. Ангелы были созданы бесплотными, а человек сочетал в себе как духовное, так и материальное начало — он получил душу и тело. Душа представляет духовный невидимый мир, а тело — материальный, видимый.

Хотя человек создан совершенным, он был призван восходить к еще большему совершенству. Путь этот бесконечен, как бесконечен Сам Бог. Идя этим путем, человек должен был становиться причастником Божественной благодати, любви, красоты — всего того, что отцы Церкви называли благобытием.

Он должен был постепенно уподобляться Богу. В общении с Богом, в восхождении к совершенству и уподоблении Богу была положена цель человеческой жизни. Эта цель в Священном Писании названа подобием Божиим (Быт. 1: 26). Когда в Священном Писании говорится о сотворении человека по образу и по подобию Божию, имеется ввиду, что образ Божий человеку дан, а подобие задано как цель жизни. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом так: “Выражение: “по образу” — указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: “по подобию” — означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека”. Эта цель в православной традиции называется также обожением. Смысл данного слова в том, что человек по благодати должен стать таким, каким Бог является по природе. То есть человек должен приобрести те качества, которые имеет Бог. Только в отличие от Бога, Который обладает этими качествами по самому Своему естеству и у Которого эти качества не имеют другого источника, кроме Него Самого, у человека все богоподобные качества могут быть только приобретенными и их источником может быть только Бог. Восходя к совершенству, человек должен был приводить к Богу все видимое творение. Через человека весь сотворенный видимый мир должен был стать причастником Божественных благ.

Чтобы беспрепятственно восходить к совершенству и достигать богоподобия, все более приобщаясь к Божественной любви и благости, человек должен был хранить верность своему Творцу. Эта верность должна была проявляться в соблюдении данной Им заповеди, состоявшей в том, чтобы не вкушать плодов от дерева познания добра и зла, насажденного в раю (Быт. 2: 16–17).

Диаволу — главе отпавших от Бога ангелов, ставших демонами, — было невыносимо видеть, как человек непрестанно восходит в своей любви и познании Бога. Из зависти он попытался направить человека по ложному пути и удалить его от Бога. Для этого он явился в виде змея в райском саду жене первого человека — Еве — и предложил нарушить заповедь Божию, вкусив от дерева познания добра и зла (Быт. 3: 1–5). Ева, а через нее и Адам, послушались змея и преступили повеление Божие, предав тем самым Божию любовь и утратив ту тесную и непосредственную связь со своим Господом, которую они имели ранее (Быт. 3: 6–8). Так произошло грехопадение. В результате того, что люди отвернулись от Бога, они лишились источника благодати, жизни, радости, любви. В человеке зародилась склонность ко злу, которую он оказался не в состоянии исправить собственными усилиями, — то состояние греха, которое апостол Павел описывает следующими словами: “Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.  Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим. 7: 15, 18–19). Результатом грехопадения стало помрачение ума, слабость воли, разлад души, а также болезни тела и в конце концов физическая смерть человека. Поскольку состояние всего окружающего мира было поставлено в прямую зависимость от состояния человеческого естества, болезнь последнего привела к тому, что во все видимое творение Божие тоже вошла болезнь. Как сказано в Священном Писании, земля, из которой сначала произрастало “всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи” (Быт. 2: 9), после грехопадения начала давать “терния и волчцы” (Быт. 3: 18).

Преступлением заповеди о невкушении плодов с дерева познания добра и зла человек воздвиг стену между собой и Богом, утратил связь со своим Творцом и приобрел непреодолимую склонность ко злу. Это проявилось уже в самом начале человеческой истории, сразу после грехопадения, когда Каин — старший сын павших прародителей Адама и Евы — убил своего младшего брата Авеля (Быт. 4: 8). Человечество все больше погрязало во зле. Недружелюбие и неприязнь между отдельными людьми переросли во вражду и войны между целыми народами. Зло господствовало и умножалось.

Бог сразу после грехопадения первых людей обещал послать им Искупителя, который освободил бы их от тления и смерти (Быт. 3: 15), и немедленно начал приуготовлять пришествие в мир Спасителя человеческого рода. В приготовлении пришествия в мир Мессии состоял смысл священной истории спасения, которая началась сразу после грехопадения и кульминацией которой стало воплощение Сына Божия. Важной вехой этой истории стало избрание Богом праведного патриарха Авраама, чтобы произвести от него народ, из которого должен был родиться Мессия. Когда этот избранный народ умножился, Бог даровал ему через пророка Моисея Закон — нормы, ставшие критерием того, что есть зло и что есть добро. Это было особенно важно в мире, где нравственные критерии были размыты, и каждый трактовал зло и добро по-своему. Закон представлял избранному еврейскому народу образец, какой должна быть праведная жизнь. Однако Закон в своей полноте был заведомо невыполним. Зло, гнездившееся в человеческой природе в результате грехопадения, не давало людям, даже знавшим, какой должна быть праведная жизнь, и желавшим жить такой жизнью, возможности исполнить Закон. Об этом пишет апостол Павел: “Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих” (Рим. 7: 7–23). Чтобы спасти человеческий род, освободив его от греха и смерти, на землю сошел Сам Бог, соединив с Собой человеческое естество. Мессия Иисус Христос оказался не просто пророком, но воплотившимся Богом.

Вочеловечение, или воплощение, Сына Божия стало осуществлением чаяний падшего человечества о спасении. Благодаря ему человеческое естество получило исцеление от греха и смерти. Для спасения человеческого рода принципиальным было то, что к нему сошел и с ним соединился Сам Бог. Если бы воплотился не Бог, но одно из Его творений, пусть даже самых высоких, спасение было бы невозможно. Спасение также не было бы возможно, если бы с Богом соединился не подлинный человек, а некий суррогат человека. Таким образом, важнейшей предпосылкой спасения является соединение в лице Иисуса Христа подлинного Бога с подлинным человеком, как писал священномученик Ириней Лионский: “Если не подлинный человек победил противника человека, тогда враг так по-настоящему и не побежден; если не Бог даровал спасение, тогда мы не можем быть уверены, что получили это спасение . Если человек не соединился с Богом, тогда он так и не смог получить нетление”. При этом важно то, что как божество, так и человечество, соединившись, не утратили своих свойств, но остались подлинным божеством и подлинным человечеством и после соединения. Так, говоря о воплотившемся Боге, святитель Афанасий Александрийский подчеркивал: “Ибо из-за того Он стал человеком, что не перестал быть Богом. Также из-за того Он является Богом, что не утрачивает человеческого”.

Подлинность Христовых божества и человечества, соединившихся в результате боговоплощения, предполагает также их полноту, или “совершенство”, как выражались отцы Церкви. В частности, чтобы вся человеческая природа стала причастницей спасения, вся она должна была быть воспринята Сыном Божиим при воплощении, как об этом свидетельствует святитель Григорий Богослов: “Что не воспринято, то не уврачевано; то спасается, что соединилось с Богом”. Чтобы получить исцеление от греха и смерти, Бог Слово соединил с Собой все человеческое естество, включая ум, душу, волю, деятельное начало (или, по-гречески, — энергию). Иисус Христос, таким образом, имел два естества и соответственно две воли, два действия (энергии).

Еще одним принципиальным условием спасения человеческого естества было нераздельное соединение божества и человечества. Иисус Христос, имея богочеловеческую (богомужную) двойственность, обладал единым цельным бытием. Если бы божество и человечество Христа не были соединены в единое целое существо, обладающее единым бытием, спасение человечества также не было возможным, потому что человечество не могло бы в полной мере причаститься божеству и благодатным плодам спасения. Святитель Кирилл Александрийский говорил о Христе как “едином живом Существе”. Человечество было не просто присоединено к божеству, но “стало собственным человечеством Слова, и мы помышляем единого Сына вместе с ним (человечеством)”.

С точки зрения православной традиции, Христос один и един. Единство Его бытия на языке церковного богословия выражено термином “ипостась”. Единая ипостась Христа тождественна Ипостаси Бога Слова, Который стал человеком. Во Христе как едином цельном Существе мы различаем божество и человечество, которые являются ипостасно соединенными природами. Ипостасное соединение означает соединение реальное, не призрачное, объединяющее две природы в единое бытие, существующее как единое целое.

Боговоплощение было началом спасительной миссии Иисуса Христа. Ее кульминацией стали страдания и смерть на кресте, а также воскресение из мертвых. Своей смертью Христос умертвил смерть, которая вселилась в человеческое естество через грехопадение. Поскольку Христос был не только человеком, но и Богом, смерть не могла возыметь над ним власти, но была побеждена, а Христос воскрес из мертвых. Воскресение Христово — основа христианской радости и христианской надежды на всеобщее воскресение мертвых.

Спасение человеческой природы от греха и смерти было, с одной стороны, особым действием второй Ипостаси Святой Троицы, а с другой стороны — общим действием всей Святой Троицы.

Важнейшей миссией Христа было открытие тайны Святой Троицы, как Сам Он говорил Своим ученикам: “Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть” (Мф. 11: 27). То, что Бог есть Троица, является христианским новозаветным откровением. Хотя отдельные указания на троичность Божественного бытия можно найти и в Ветхом Завете, для человечества, жившего до Христа, эта тайна оставалась закрытой. Откровение о том, что Бог есть Троица, принес в мир Сын Божий, передав его Церкви. Самостоятельно познать тайну Троицы не в силах никто — приобщение к ней возможно только по действию и просвещению Святого Духа, как об этом свидетельствует апостол Павел, говоря об иудеях, не познавших Христа: “…покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается” (2 Кор. 3: 14–16). Для того, чтобы Дух Святой посетил человека и вложил в его сердце ведение тайны бытия Пресвятой Троицы, человек должен иметь веру и очищенное от пороков сердце, как об этом сказано в Евангелии: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф. 5: 8).

Итак, христианское Откровение свидетельствует, что Бог есть Троица и Единица одновременно: троица Лиц, или Ипостасей, и единица Сущности. Три Ипостаси Святой Троицы — это Отец, Сын и Дух Святой. Отец имеет отличительное свойство, которого не имеет ни Сын, ни Дух Святой. Это свойство нерожденности. Также Сын имеет Свое особое свойство, которое отличает Его от Отца и Духа Святого — свойство рождения от Отца. И Дух Святой отличается от Отца и Сына тем, что исходит от Отца. Нужно остерегаться проводить какие-либо аналогии между тем рождением и исхождением, которые мы знаем из нашего человеческого опыта, и божественным рождением и исхождением, которые называются так условно, чтобы отличить Отца от Сына и Духа, Сына — от Отца и Духа и Духа — от Отца и Сына. “Образ рождения и образ исхождения для нас непостижим,  — говорит преподобный Иоанн Дамаскин, — что, конечно, различие между рождением и исхождением есть, это мы узнали, но какой образ различия — этого никак не постигаем”.

В Троице Ипостасей один Отец является безначальным, а Сын и Дух Святой имеют начало — Отца: Сын как рождающийся от Него и Дух как исходящий. Дух Святой исходит только от Отца, а не и от Сына, потому что рождать и изводить является личным свойством Отца, отличающим Его как от Сына, так и от Духа Святого. Несмотря на то, что Отец является началом Святой Троицы, все Ее Лица равны между собой — среди них нет старших и подчиненных. Сын не ниже Отца, и Дух Святой не ниже Отца и Сына.

Отец, Сын и Дух Святой не разделяются, но лишь различаются между Собой. Это не три бога, но один Бог. Также божественные Лица не существуют сами по себе, поскольку не обладают каждое своей особой сущностью, но имеют одну общую божественную Сущность. Все, чем обладает Отец, кроме отцовства как Своего отличительного свойства, принадлежит также Сыну и Духу Святому, то есть относится к общей Сущности трех Ипостасей Святой Троицы. То же самое можно сказать о Сыне и Духе Святом. Отец, Сын и Дух Святой имеют каждый не такую же, но ту же Сущность, поэтому являются единосущными друг другу. Как пишет святитель Григорий Богослов: “Сын — не Отец, потому что Отец — один, но то же, что Отец. Дух не Сын, хотя и от Бога (потому что Единородный — один), но то же, что Сын. И Три — единое по Божеству, и Единое — три по личным свойствам”. Такие свойства Бога, как любовь, благость, справедливость, всемогущество и бесконечное число других свойств, относятся к божественной Сущности и являются общими для всех Лиц Святой Троицы. Как Лица невозможно помыслить без Сущности, так и Сущность немыслима без Лиц. Лица и Сущность нельзя разделять между собой, но можно лишь мысленно различать. Тот же святитель Григорий Богослов следующим образом представляет троичное единство: “Я еще не начал думать о Единице, как Троица озаряет меня Своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня”.

В Святой Троице мы также различаем Божественную Сущность и Божественное действие, или “энергию”. Божественная Сущность остается непостижимой как для людей, так и для Ангелов. Бог постигается только благодаря Своему действию, которое также именуется благодатью, Божественным светом и т. п. Это действие не является частью сотворенного мира, но оно и не некий второй бог. Мы можем его лишь различать, но не отделять от Божественной Сущности. Божественная благодать является общей для всех Лиц Святой Троицы и являет миру все Божество. Именно с помощью этой благодати Бог сотворил весь видимый и невидимый мир и содержит его в бытии. Именно благодаря этой нетварной благодати все творение Божие приобщается превечному божественному Бытию и приобретает возможность обожения. Именно этой благодатью живет Церковь Христова.

Господь и Бог наш Иисус Христос, вознесшись через сорок дней после Своего Воскресения на Небеса и воссев одесную Отца, оставил на земле Свою Церковь. В день праздника Пятидесятницы, когда на апостолов, по обетованию Господнему, сошел в виде разделяющихся языков пламени Дух Святой, Он объединил их в Церковь Христову. В Церкви Господь Сам пребывает среди верующих в Него, так как Церковь является Его Телом, а ее члены — членами Его Тела (1 Кор. 6: 15; 12: 12; Еф. 5: 30).

Христос есть Глава Церкви (Еф. 5: 23; Кол. 1: 18). Он основал ее как Ковчег спасения, в котором верные спасаются от духовной смерти и достигают спасения и обожения. Вне этого Ковчега нет истинного и полного общения со Христом, а через Него — со Святой Троицей, ибо в таком общении — Богообщении — и состоит спасение человека.

Церковь одна и нет других Церквей  — как один Христос, являющийся единственным Главой лишь одного Тела. Кто говорит о нескольких Церквах или разделяет Церковь, тот исповедует, что Христос имеет несколько тел, либо же раздробляет Его Тело. Многие человеческие сообщества, исповедующие то или иное учение о Христе, в силу чего именуются “исповеданиями” или “конфессиями”, называют себя “Церковью Христовой”, однако не являются таковой и восхищают то, что принадлежит лишь Единой, Соборной и Апостольской Церкви, о которой говорится в Символе веры. Православная Церковь является таким истинным Телом Христовым и Ковчегом спасения. Она в неизменном виде сохранила то, что ей было передано святыми апостолами. Существуют образования, которые, хотя и сохранили православное вероучение, вследствие гордыни и попрания соборного начала Церкви и ее священных канонов отпали от Тела Христова, превратившись в раскольнические группы. Их характерной особенностью является то, что они не имеют общения ни с одной из Православных Поместных Церквей, тогда как подлинные Поместные Церкви имеют общение друг с другом, что и объединяет их в единую Церковь Христову.

Верные получают благодать Божию, а через нее и спасение, через Таинства Церкви. Число Таинств, сложившееся в Церкви исторически, семь: Евхаристия, Крещение, Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение, Священство, Брак.

Таинство Евхаристии, или Благодарения, было установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной вечере перед Его спасительными страданиями, когда Он, “взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.  И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая” (Мк. 14: 22–24). Таким образом, Таинство Евхаристии было установлено как Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Всякий, кто причащается Тела и Крови Господа, становится одним Телом с Ним и через Него достигает спасения, приобщаясь к божественному Бытию. Где не совершается Евхаристия, там не осуществляется таинство спасения, по слову Самого Господа: “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин. 6: 53–54, 56).

Вступление в Церковь осуществляется через Таинство Крещения. Крещение состоит в троекратном погружении крещающегося в воду, соединенном с призыванием имени Отца, Сына и Святого Духа. Крещающемуся оставляются все его грехи. После Крещения он готов к обновленной жизни во Христе. Возможно лишь одно крещение, как об этом говорится в Символе веры: “Верую во едино крещение во оставление грехов”.

По слову Спасителя, человек должен быть крещен водою и Духом (Лк. 3: 16). То есть по выходе из крещальной купели он должен получить Духа Святого, как Его получили апостолы в день Пятидесятницы. На человека налагается печать дара Духа Святого в Таинстве Миропомазания, которое для каждого крещаемого является повторением Пятидесятницы.

В крещении христианину прощаются все грехи, однако борьба с личными греховными наклонностями является длительным процессом, который продолжается и после крещения. Для того чтобы человек имел возможность получать оставление тех грехов, кото-рые он совершает после крещения, в Церкви предусмотрено Таинство Покаяния. Это Таинство совершается во время исповеди, когда согрешивший кается в своих грехах перед Богом в присутствии священника, через которого и получает оставление своих грехов.

В человеческом естестве тело и душа связаны в единое целое, поэтому когда человек грешит телом, страдает его душа, и грех, поражающий душу, отражается в болезнях и страданиях тела. Для уврачевания телесных болезней Церковь располагает Таинством Елеосвящения, которое тесно связано с Таинством Покаяния. Во время совершения этого Таинства Церковь также молится о прощении болящему его грехов и через помазание его освященным маслом просит об исцелении его телесных недугов.

Совершение Таинств и других священнодействий в Церкви осуществляется рукоположенными для этой цели служителями в Таинстве Священства. Священники составляют иерархию, подразделяющуюся на три чина: диаконский, священнический и епископский. Епископы являются преемниками апостолов и осуществляют также служение управления в Церкви.

При сотворении первого человека Бог сказал: “Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему” (Быт 2: 18), — и дал Адаму жену, сделав брак между мужчиной и женщиной одной из первых заповедей: “Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть” (Быт. 2: 24). Сам Христос, Который пришел не нарушить Закон, но его исполнить (Мф. 5: 17), Свое первое чудо совершил во время бракосочетания в Кане Галилейской, претворив воду в вино (Ин. 2: 1–11). Церковь Христова благословляет союз мужчины и женщины через совершение над ними Таинства Брака.

Благодать, через которую совершаются Таинства, одна, и через нее осуществляются и другие священнодействия, которые есть в Церкви, в том числе освящение воды, пострижение в монашество и т. п.

Цель истории спасения человеческого рода и жизни всякого человека лежит не в настоящем веке, но в веке будущем, который наступит со Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа. Пришествие Спасителя будет сопровождаться Всеобщим Воскресением всех умерших людей от первого человека до последнего. Спаситель, Который во второй раз придет в силе и славе, будет судить всех людей и определять их либо к вечному блаженству, либо в муку вечную, которой не будет конца. Жизнь в Церкви, приобщение через Таинства к Божественной благодати является лишь предвкушением благ, которые ожидают христиан в будущем веке. Лишь тогда придет полнота благобытия и совершенства, приобщения к благодати Святого Духа и познания Божественного бытия, как об этом свидетельствует апостол Павел: “Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан” (1 Кор. 13: 12). Вера в воскресение усопших и наступление вечной жизни является неотъемлемой чертой христианского мировоззрения, как об этом говорится в Символе веры: “Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века”. Из этой фразы Символа веры, а также из других свидетельств, таких как восклицание первой христианской общины, помещенное в конце Откровения Иоанна Богослова: “Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!” (Откр. 22: 20), — ясно, что христиане должны с нетерпением ожидать наступления будущего века и все их чаяния должны быть направлены на полноту Богообщения, которая придет лишь после всеобщего Воскресения и Второго Пришествия Спасителя.

 
Фотогалерея
© 2008-2015. Официальный сайт Свято-Ильинской церкви Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви.

Все права защищены.

Перепечатка материалов только при наличии ссылки на http://orthodox-church.kiev.ua/


Главный редактор - протоиерей Виталий Косовский.

 


 
карта сайту: розділи, сторінки 1 2 3 4 5