Анонс | Новини | Монастирі Києва | Храми Києва | Фотогалерея | Карта сайта
Укр | Рус
Яндекс.Метрика

Рекомендуємо

Image
Image Монастыри и храмы Киева
Монастыри и храмы УПЦ
Image
Украинский хостинг, сайт бесплатно, раскрутка сайта бесплатно. Киевские Митрополиты

 
16/10/2008
Процессы секуляризма и возникновение нетрадиционной духовности

Процессы секуляризма и возникновение нетрадиционной духовности
Профессор Киевской Духовной Академии, протоиерей Виталий Косовский, кандидат богословия,
Секретарь Киевской Митрополии


«Возвещаю вам, братия, что Евангелие,
которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не
от человека, но через откровение Иисуса
Христа» (Гал. 1:11-12)
«Ездра расположил сердце свое к тому,
чтобы изучать закон Господень
и исполнять его, и учить в Израиле закону и
правде» (1 Ездры 7:10).

Различные области социального существования современного человека — политическая, экономическая и культурная — на сегодня, к огромному сожалению, освобождены от абсолютного религиозного ориентира. Наука, техника, искусство, государственные институции и экономическая жизнь отныне располагаются вне религиозной традиции. Религия давно воспринимается как часть культуры, в одном ряду с наукой, бизнесом, журналистикой, спортом, эстетикой, психологией и медициной. По словам Кристофера Генри Доусона: «Мы имеем секуляризованную научную мировую культуру, которая является телом без души, в то время как, с другой стороны, религия утверждает свое отдельное существование в качестве духа бестелесного. Эта ситуация оставалась терпимой до тех пор, пока над мирской культурой господствовала прежняя либеральная гуманистическая идеология, имевшая ясную связь с западнохристианской традицией, но она становится нетерпимой, как только эта связь утрачивается и деструктивный подтекст полностью секуляризованного порядка делается явным. Мы стоим перед лицом острейшего духовного конфликта, родом социальной шизофрении, раздирающей душу общества между аморальной волей к власти, на службу которой поставлены бесчеловечные техники, и религиозной верой и моральным идеализмом, которые не обладают властью влиять на человеческую жизнь. Мы должны вернуться к единству — к духовной целостности культуры, если человечеству суждено выжить»1.
В мире, который не знает абсолютных базовых ценностей, господствует ценностный релятивизм, а соответственно торжествуют идолы коммерции, шоу-бизнеса, спорта, политики, претендующие на исключительное тоталитарное обладание умами современного общества. А отсюда, и человек является не целостной личностью, созданной по образу и подобию Божию, а утилитарным «набором поведенческих шаблонов»2 на фоне тотальной депрессии, социальной озлобленности и моральной деградации.
Профессор Владислав Бачинин, доктор социологических наук, подчеркивает: «На сущность секуляризма проливает свет притча Христа, в которой Он говорит о сеятеле, вышедшем сеять, и о появившемся следом за ним архивраге, который в ту же почву посеял свое. Секуляризм — то общее название всех тех взошедших семян, которые были посеяны архиврагом человечества».
Секулярный мир Нового времени пережил в своей эволюции несколько эонов:
1) эон Каина — эпоха Возрождения, когда богоборческий антропоцентризм впервые открыто восстал и обрушился на теоцентрическую картину мира, положив начало цивилизации нового времени — цивилизации каинитов;
2) эон Вавилонского столпотворения — эпоха развития индустриального
общества, когда успехи науки и промышленности стали источником иллюзии /
неограниченности человеческих возможностей в деле покорения мира;
3) эон Хама — эпоха постиндустриализма и одновременно апогея модерна с
характерным для них упрощением и огрублением нравов, утратой духовного,
нравственного здоровья целыми нациями и народами.
На протяжении всех этих трех этапов секуляризм набирал силу. А. это означало, что одновременно в тех местах, где это происходило, угасал христианский дух. Угасание происходило медленно, но неуклонно»"'.
Кризис переоценки фундаментальных духовных ценностей — вот что лежит в основе того затяжного застоя, в котором оказались страны постсоветского пространства, перемещаясь из одной его фазы в другую, чередуя глубокую, социальную пассивность с поверхностной, лихорадочной религиозной
активностью. Бессмысленно искать корни наших проблем в политике, экономике или социальных отношениях. Все это промежуточные звенья, поверхностные проявления, следствия, но не причины. Настоящий источник зла — духовный надлом и нравственное оскудение жизни. Все политические, экономические и социальные реформы окажутся напрасными, если они не будут «поддержаны глубоким и всеобщим религиозным переосмыслением действительности» , изменением отношения к Церкви, к долгу, к труду, к жизни, к себе и ближнему. Сегодня это должны осознать не только религиозные мыслители, но и общественно-политические деятели.
Отказываясь от традиционной религиозной системы ценностей, общество нивелирует сам термин «ценность», отражая современную изоляцию оценочных суждений, включая и нравственные, от любых областей знания. В результате термин «ценности» не означает ничего, кроме индивидуальных или коллективных предпочтений («субъективные ценности»). С таким прочтением термина категорически не согласны православные богословы. Мы утверждаем, что этическое знание логически связано как со знанием о путях развития этого мира, так и со знанием существования Божественной реальности. В этих обстоятельствах попытка вернуть языку православного богословия функцию обозначения реальности опыта встречи с Богом, попытка предложить современному человеку говорить на литургическом языке Церкви и религиозной философии — ответственная миссия и задача Православной Церкви в условиях процессов нарастающей секуляризации. Неограниченная динамика исторического становления общества и понимание его проблем могут быть выявлены только способностью православного богослова к критическому видению. Критический взгляд нельзя сковать мыслями непонятого прошлого и необъяснимой архаикой. Только актуализированное христианское свидетельство и богословский анализ современных проблем, с учетом незыблемости православных антропологических аспектов, не сводящийся ни к каким формальным отвлеченным принципам и этическому морализму, может помочь современному человеку, верно, понять животворящую Традицию Церкви и её нравственные идеалы.
Святейший Патриарх Алексий II подчеркивает: «Мы живем в трудную эпоху, когда битва добра и зла, борьба Православной Церкви за веру в истинного Бога, за христианские духовные ценности достигла чрезвычайной остроты. Христианская жизнь всегда есть брань с духами злобы поднебесной, но в наше время произошло качественное изменение: кажется, зло вышло из подполья и бесстыдно торжествует свою победу над добром. Западный мир без покаяния и скорби, без ужаса часто именует себя постхристианским. Отречение от Христа и Его учения стало непреложным фактом для многих народов, а тс, кто еще именуют себя христианами или православными, в действительности часто носят это имя формально и недостойно»'.
Православная Церковь не может закрывать глаза на такое положение дел и вести себя так, будто новая ситуация, в которой она оказалась, ничем не отличается от прежней. Современная культура, освобожденная от христианского влияния, буквально взорвалась во всех направлениях «новой религиозностью», а точнее процессами возникновения нетрадиционной духовности.
Мир заново открывает религию, происходит подъём архаического священного, причем и то и другое приспособлено к вкусам нынешнего дня. С одной стороны — протестантский мир на основе психоанализа и мотивационной перспективы выстраивает библейские концепции финансового роста и благополучия. Это можно с ясностью видеть в ложном религиозном идеале «процветания» и в «христианской мотивации» успеха протестантских движений. Все харизматические деноминации говорят о довольстве, «помазании», «благословении», «сеянии денег в Боге», «собирании урожая», инвестициях, капиталовложениях и бизнес проектах. И, безусловно, что в условиях финансовой нестабильности, социальном неравенстве, политической коррупции и ожесточении сердец в «добывании хлеба насущного» такое «свидетельство всем народам» — является не только привлекательным, но и востребованным.
Но это вовсе не похоже на настоящий идеал Христовой жизни, который, по меньшей мере, сводится к непримиримой духовной брани и борьбе. «Довольство» и «мир», «процветание» и «помазание» которые афишируют современные протестантские движения, — это явно результат духовного заблуждения, духовного самоудовлетворения и это совершенная погибель для настоящей духовной жизни, центром которой всегда является Бог, а не материальное благополучие и финансовый успех. Эти процессы точно определяет Блаженнейший Митрополит Владимир: «Сегодня на религиозных чувствах и стремлении людей создается так называемый сетевой религиозный маркетинг, пирамиды псевдорелигиозного процветания» . Такие формы «христианской, проповеди» действуют лишь на психическом уровне и не имеют ничего общего с христианской духовностью. Более того, ложь, манипуляция, обман, прелестные состояния духовного мира выставляются напоказ, экзальтированность, болезненность и одержимость приобретают новых поклонников.
С другой стороны — спекуляции на тему восточных религий, в частности буддизма завоевывают сознание современного человека, порождая столпотворения паломников в тибетских монастырях. Астрология достигает невероятной популярности, ежедневно газеты и журналы публикуют астрологические прогнозы для разных категорий людей, менеджмент крупных компаний использует астральное соответствие для выбора кандидатов на должность. Бизнесмены, политики, звезды шоу-бизнеса «заряжаются» энергией и «выходят в другое измерение» на семинарах, занятиях и тренингах. Колдовство, теософия, шаманизм, и «кабалистика», пропагандируемая Голливудом и западными поп-звездами сегодня у многих в одном ряду с православной духовностью и аскетикой. Духовный образ жизни для многих заключаются лишь в индивидуальной методологии и в простых аскетических упражнениях. В то время как православные подвижники посвящали аскетике всю свою жизнь, никогда не отделяя её от жизни в Церкви, участвуя в таинствах и исполняя заповеди Бога.
Параллельно с этими процессами, на полках книжных магазинов и книжных рынков появляется все больше литературы, посвященной «духовному совершенствованию», включая целые разделы по переселению душ, экстрасенсорике, очищению ауры, Фен Шую и другим, несомненно, «захватывающим» мистическим темам. «Гностицизм в той или иной форме переживает в наши дни новое рождение». Все, что имеет отношение к «духовности», «мистике» и «божественности», переживает новый пик популярности, при этом, конечно, оно не имеет ничего общего с традиционным христианским мировоззрением. Хотя и само христианство переживает процесс «популяризации». Сейчас магазин икон в широком ассортименте представляет дорогие иконы, ювелирные изделия, Священное Писание и молитвословы в дорогих переплетах, предназначенные в качестве подарков на день Ангела и день Рождения и которые у большинства верующих в лучшем случае, обречены пылиться на мебельных полочках. Протопресвитер Александр Шмеман, осознавая острые процессы секуляризации и ценностные ориентиры современного общества, пишет: «Секулярист» может быть вполне «религиозным» человеком, преданным своей церкви, регулярно молящимся, посещающим богослужения и щедрым на пожертвования. Он торжественно обвенчается в церкви, освятит свой дом, исполнит религиозные обязанности — и все с вполне искренней верой. Но все это ни в коей мере не отменяет того очевидного факта, что его понимание всех аспектов жизни — брака, семьи, дома, работы и, наконец, самих его религиозных обязанностей — проистекает не из веры, которую он исповедует в Церкви, — веры в Воплощение, Смерть и Воскресение Христа, Сына Божьего, ставшего Сыном Человеческим, — но из своего рода «философии жизни», то есть идей и убеждений, которые фактически не имеют ничего общего с этим вероучением, если не прямо враждебны ему. Достаточно лишь перечислить некоторые основные «ценности» нашей культуры — успех, безопасность, общественное положение, конкуренция, выгода, престиж, честолюбие — чтобы понять, насколько они противоречат самому духу Евангелия» .
Таким образом, подводя итог, и анализируя христианское свидетельство в условиях секуляризации, нужно отметить.
Во-первых, православное богословие содержит мощный ресурс для решения глобальных проблем современного мира и сегодня необходима плодотворная, убедительная богословская работа на всех уровнях миссионерства и катехизации. Прежде всего, необходимо улучшение взаимосвязей между богословами — с одной стороны, и светскими учеными — с другой. Православньые верующие христиане должны постепенно, и настойчиво подводить современного человека к осознанию неотложности поисков и вопросов о Боге, важности вдумчивого и регулярного чтения Священного Писания, святоотеческого наследия и философской литературы по вопросам религиозного бытия и глобальным проблемам современной жизни. Необходимо научиться, глубже понимать и чувствовать радость религиозного и богословского познания и обретения «дара речи» в области христианской миссиологии. При этом нужно снова осознать, что богословие Церкви — зто животворящая основа религиозной жизни.
Во-вторых, не предаваясь иллюзиям относительно прогресса материального и информационного всемогущества современной цивилизации, современный человек должен видеть в диалоге культуры и религии наиболее перспективный и продуктивний путь и способ выхода мирового сообщества из кризиса. Без духовного обновлення и единства, которого еще нет, мир глобальних связей, который уже возник, долго не продержится, он рано или позже распадется.
И, в-третьих, секуляризм и нравственннй субъективизм, далекие от того, чтоби гарантировать становление и развитие современного общества в духовной свободе, зти процессьі неизбежно приводят к авторитаризму и манипуляции массовнм сознанием. Секуляризм нередко сопровождается релятивизмом подлинных духовних ценностей и с трудом может служить защитой общества от тоталитаризма и духовного порабощения. Поэтому обращение к обьективным абсолютным религиозным ценностям Православия и универсальным религиозно-этическим нормам может гарантировать подлинное развитие общесгва в духе подлинной свободы и уважения личности.

Литература
Доусон К. Г. Религия и культура. — СПб.: Алетейя, 2000. С. 274. Фрейджер Р. Радикальньш бихевиоризм. Б. Скиннер / Робсрт Фрейджер, Джої-Фейдимен. — СПБ.: Прайм-Еврознак, 2007. С. 29.
Бачинин В. А. Національная идея для России: вьібор между византизмом, евангелизмом и секуляризмом. Исторические очерки политической теологии и культурной антропологии. — СПб.: Алетейя, 2005. С. 162 - 163.
Кончаловский А. С. На трибуне реакционера / Андрей Кончаловский. Владимир Пастухов. — М.: Зксмо, 2007. С. 226.
"** Косовский Виталий, прот. Богословие Блаженнейшего Митрополита Владимира — животворящая Традиция Церкви // Таков нам подобаше архиерей / Авт. проекта и сост. Александр Андрущенко. — К.: Киевская Митрополия, 2007.
Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Русі/. Церковь и духовное возрождение России. Т. III. Часть І. Слова, речи, послання, обращения (2000 2004). -— М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С. 265 - 266.
Володимир, Митрополит Київський і всієї України. Місія Православної Церкви на межі тисячоліть // Труди Київської Духовної Академії. — К., 2008. С. 12.
Райт Н. Т. Иисус. Надежда постмодернистского мира. Пер. с англ. — Черкассьі: Коллоквиум, 2006. С. 19.
Шмеман Александр, прот. Святая святьім. К.: Пролог, 2002. С. 7.

до списку
 
Фотогалерея
© 2008-2017. Офіційний сайт Свято-Іллінської церкви Київської Митрополії Української Православної Церкви.

Всі права захищені.


Передрук матеріалів тільки за наявністю гіперпосилання на
http://orthodox-church.kiev.ua/

Головний редактор - протоієрей Віталій Косовський.





 

Створення сайту "Лаймнет"