Анонс | Новини | Монастирі Києва | Храми Києва | Фотогалерея | Карта сайта
Укр | Рус
Яндекс.Метрика

Рекомендуємо

Image
Image Монастыри и храмы Киева
Монастыри и храмы УПЦ
Image
Украинский хостинг, сайт бесплатно, раскрутка сайта бесплатно. Киевские Митрополиты

 
28/03/2008
Тайна сильной Отчизны лежит в нашем сердце
Благочинный храмов Киева протоиерей
Виталий Косовский:

«Тайна сильной Отчизны лежит в нашем сердце»

Проблема убогого состояния энергосбережения и экологии в Украине — это, по
сути, проблема незрелой духовности украинских граждан. Как бесспорен тот
факт, что сознательный гражданин своего Отечества есть гражданин
высокоморальный, так верно и то, что высокий его моральный статус — не
что иное как успех прогресса его духовного сознания, единящего личность с
константами высшего порядка — Страной, Землей, Миром. Каким видится этот
великий прогресс главному духовному институту Украины — православной
Церкви? Какие проблемы решает в этой связи она сама? Об этом в беседе с
шеф-редактором «ЭСТЫ» Александром Лубянко размышляет секретарь
Киевской Митрополии, Благочинный храмов Киева, настоятель Свято-
Ильинской церкви протоиерей Виталий Косовский.



— Каково, на Ваш взгляд, место проблем энергосбережения и охраны окружающей
среды в комплексе фундаментальных проблем выживания и развития, решаемых
человечеством? Каков взгляд св. Церкви на этот предмет в контексте Православного
учения?

— Проблемы энергосбережения и благополучия окружающей среды, обусловленные
цивилизационной деятельностью человека, настолько серьезны, что нуждаются в
специальном рассмотрении. Известно, что активная экономическая и хозяйственная
деятельность людей сопряжена с кардинальным ухудшением экологической обстановки. В
гигантских масштабах загрязняются воздух и вода, гибнут флора и фауна, истощается и
покрывается неутилизируемыми отходами плодородный слой вечной кормилицы нашей,
земли. Отчеты и статьи специалистов напоминают книги о конце света. Называются даже
конкретные сроки самоуничтожения человечества, по наиболее мрачным прогнозам
способного захлебнуться в собственных отходах уже через два поколения. Но это вовсе не
значит, что нужно сидеть и ждать конца света! Уповая на Бога, всем нам надлежит делать
все, что зависит от нас, людей, дабы избежать экологической катастрофы.

Предпосылки ее ведомы нам из Священного Писания, учащего, что чистой и цельной природа была лишь до грехопадения человека. По свершении же его Бог рек Адаму: «...проклята земля за тебя» и «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю...» (Быт. 3:17-19). Поэтому человечество несет ответственность за разрушение храма Природы еще со времен своего грехопадения, которое-то и положило начало сему процессу. И чем больше оно стремится к «обузданию» природы, получению от нее всех мыслимых его скаредным умом благ, тем больше она, нам на горе, «стенает и мучится».

Человек всегда должен помнить, что он призван раскрыть свой потенциал созидания, преображения и сохранения, должен актуализировать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в «возделывании» и «хранении» (Быт. 2, 15) величественного царства Природы, за которое человечество в ответе перед Богом.

Православная Церковь, прежде иного, свидетельствует миру, что в жизни есть высший смысл, есть надежда. Это свидетельство особенно актуально в наши дни, когда мы являемся свидетелями экологического и энергетического кризисов, когда в сердцах людей исчезает неотделимое от живущих благоговение перед Жизнью, перед дарами природы, когда внутренний мир личности выжигается, точно каленым железом, равнодушием к религиозным ценностям и духовным идеалам. Современный человек отказывается реализовать свою свободу в высоком контексте ответственности и творческого созидания, делая это по причине, названной великим русским философом Николаем Бердяевым религиозной антроподицеей — оправданием человека. Некогда «ангельский доктор» Фома Аквинский вкупе с иными мужами изрядно потрудился над теодицеей — оправданием Бога за факт существования в мире зла. Там и там очевиден порок: оправдание — то, что потребно преступнику; Бог же не есть им, как не является им в существе человек, образ Бога, несущий в себе искру Божию, душу. Не возводить монумент оправданий, но созидать и лелеять Добро — вот единственно должный наш труд.

Нужно, призывает Церковь, не просто жить, совершая в круговороте обыденности свои дела, жить «как все», бездушно и беззаботно, — но жить осмысленно, осознавая в структуре бытия высшее и освящающее начало, способное преобразить как внутренний мир личности, так и весь окружающий мир. Стремление к преображению, духовная борьба со страстями и пороками должны сопровождать человека в течение всей его жизни. Лишь при этом условии возможны действенные по своим плодам охрана среды и энергосбережение. Социально-экономическая и культурная деятельность человека, с христианской позиции, немыслима, если в его деятельности отсутствует глубоко личностная нравственно обусловленная иерархия ценностей.

— Роль Церкви в современном мире неуклонно растет: от раздоров и злобы, несомых машинной цивилизацией, люди все более обращаются к скрытому в их недрах светочу Духовности, а постольку — ив лоно св. Церкви. Насколько велика, на Ваш взгляд, роль Церкви, о коей здесь речь, в деле становления гармоничной личности,
обеспокоенной решением проблем энергосбережения и экологии, и гармоничного общества на основе этой могучей единицы? Как уже ныне ведется такая работа в Украине и как сотрудничают в ней представляемая Вами Церковь и государство?

— Мы не можем искусственно отделить религиозное направление нашей жизни от социально-общественных проблем. Целостный подход к истории человечества в свете вероучения сможет пролить свет на все проблемы и противоречия нашей жизни — такова позиция Украинской Православной Церкви.

Сегодня, в свете новых условий жизни и новых научных достижений, нельзя ограничиться повторением сказанного в прошлом — следует выкристаллизовать собственный взгляд на жизнь и проблемы современной цивилизации и выразить в его терминах собственный, уникальный опыт. Христианские элементы в политике, экономике и культуре должны преобразовать формы и содержание жизни современного общества.

Что необходимо для этого? Речь идет о конкретных работах в сферах энергосбережения и охраны окружающей среды. В их числе назову духовно-экологическое просвещение, состоящее в духовно-нравственном совершенствовании общества путём распространения и правильного использования знаний об окружающей среде и имеющее своей основой отношения человека и земли, человека и Бога. Еще одним аспектом работ является обмен опытом и конкретными результатами в деле энергосбережения и духовно-экологического просвещения населения, полученными в областях и регионах Украины (проведение научно-практических конференций, круглых столов, семинаров по проблемам экологии и энергосбережения). В ряду неотложного также — организация работы по формированию экологического мировоззрения у различных групп населения; организация муниципальной системы экологического образования и просвещения, в том числе — духовно-экологического просвещения верующих церковно-приходских общин; реализация конкретных проектов по оздоровлению социально-экологической обстановки в стране и претворение в жизнь прогрессивных концепций энергосбережения и природоохранной деятельности.

— Украина известна своими богатыми духовными традициями и высокими примерами подвижничества; православного украинца испокон веков отличала особая рачительность, хозяйственность и бережливость. Времена  безбожничества развратили людей, и сейчас всем нам предстоит большая работа по восстановлению растраченного духовного потенциала. Государство уже активно приступило к перевоспитанию населения повышением тарифов, и это, наверное, быстро приучит людей экономить энергию. А как помогает людям в этой ситуации Церковь, как словом Божьим возвращает к истокам духовности и гармонии с внешним миром?


— Новая ситуация в общественной, экономической, политической и культурной жизни ныне с особой остротой требует активного действия Православной Церкви. Уход от ответственности за судьбы сограждан для человека истинной веры неприемлем всегда, однако нынешнее время, грозящее миру чредою неслыханных катастроф, делает его ещё более недопустимым. Непозволительно православному христианину оставаться праздным
— закон этот призывает нас быть ещё более ответственными за хозяйственную деятельность, которая непременно должна рассматриваться в свете христианских ценностей и обусловленной ими миссии христианина в современном мире. Хозяйственная деятельность как форма труда человека и, вместе с тем, одно из творческих проявлений человеческого духа не только не осуждается христианством, но и, напротив, — им горячо порицаемо принципиальное небрежение хозяйственной стороной жизни, являющееся, как и ложный аскетизм, большим недостатком многих представителей современного христианства. К тому же, в рамках хозяйственной деятельности возникает немало жгучих вопросов, отказываясь от решения которых христианин впадает в грех лицемерия и безучастности к людским страданиям.

Трудами социологов уже давно показано прямое влияние религии на хозяйственную деятельность человека. Подтверждение тому мы находим в работах таких известных исследователей как немецкий социолог Макс Вебер и православный священник, профессор политэкономии и богослов Сергий Николаевич Булгаков. Сходную мысль о доминантности культурно-религиозных основ в системе цивилизационных приоритетов отстаивает и выдающийся мыслитель современности, специалист в области геополитики Сэмюэль Хантингтон, автор имевшей громкий успех книги «Столкновение цивилизаций».

В сфере духовной жизни и воспитания христианина Церковь практикует методы гармонического развития, учитывающие в числе иных и проблемы, в круге которых находится современный человек, в частности — проблему экологическую. Примером здесь может служить духовническая практика некоторых монахов на Афоне и острове Патмос. Принимая исповеди людей, в качестве эпитимьи (упражнения духовного исправления) духовники налагали на них обязанность посадить дерево. Поучителен в этой связи жизненный пример афинского монаха святого Космы Этолийского, принявшего мученическую смерть в 1779 году: во время своего миссионерского путешествия по Греции он имел обычай сажать деревья. При этом святой не уставал повторять: «Люди будут оставаться бедными, поскольку они не имеют любви к деревьям». Памятуя слова святого в их широком духовном контексте, современному человеку нужно научиться смотреть на мир и природу как на таинство Господней любви и милости.

— По роду своего положения Вы, так или иначе, решаете вопросы энергосбережения, возникающие в хозяйственной жизни вверенной Вашим заботам храмов Киева. Нам, мирянам, интересно знать, как поставлена у вас такая работа? Применяются ли в церковном хозяйстве современные технологии энергосбережения, и коль скоро да, удается ли вам таким образом снизить энергопотребление церковных строений и служб?

— То, что предпринимается в этом отношении, делается по личной инициативе и наитию служителей Церкви, и эффект от таких работ был бы намного большим, если бы государство оказывало в них необходимую законодательную, научно-изыскательскую, инженерно-хозяйственную и финансовую поддержку. К сожалению, в комплексной Государственной программе энергосбережения, соединяющей в себе эти аспекты, отсутствует сфера учета уникальной специфики устройства и эксплуатации церковных объектов. А между тем, немалая их часть не только являет собой исторические и духовные памятники Украины, но и в прямом смысле слова есть достояние всей земной цивилизации.

В каких же условиях пребывают эти объекты сегодня? Возьмем пример Киево-Печерской Лавры. Многим известны сложнейший рельеф и «обвальная» геология местности, где расположен этот комплекс, с ее громадным перепадом высот и плывучими грунтами, грозящими и без «содействия» внешних факторов бедой в любой момент. А рядом, всего в каких-то десятках метров, проходит теплотрасса «Киевэнерго», струит свои мощные воды толстенная магистраль «Киевводоканала», способные в случае аварии сообщить пусковой толчок всем вышеназванным факторам угрозы этому уникальному духовно-историческому заповеднику. Вот вам реальный подход к вопросу охраны бесценного бриллианта Украины, каким является Лавра. И с грустью приходится констатировать: в подобном положении находятся многие из украинских духовных святынь. Как Благочинный храмов Киева, в меру сил я стремлюсь оградить их от губительного воздействия вредоносных (прежде всего, техногенных) факторов. Но вот что здесь важно понять и прочувствовать: «внешняя среда», о которой здесь речь, есть не просто абстрактное пространство, а, собственно, наша земля, Украина. Помощь ее-то — вот то настоящее и окончательное, что позволит решить проблему не в местном масштабе, а целостно, по существу. Фактически здесь мы имеем дело с мощным пластом инженерно-технических и производственных решений, который с нуля предстоит генерировать тем умам в государстве, что по роду службы должны заниматься этим.

А заниматься этим — необходимо. Ибо повышение цен на энергоносители уже легло тяжким бременем на обеспечение жизнедеятельности церковных сооружений. В этих поистине непростых условиях Митрополия, секретарем которой я являюсь, работает над программой разумного энергопотребления, основывающейся на принципах оптимизации расхода энергии, использования энергосберегающих строительных технологий при возведении новых строений, а также совершенствования инженерного обеспечения последних — в частности, ведя речь об учете и регулировании расхода энергоносителей. В планах Митрополии — создание централизованной системы контроля и оптимизации норм потребления энергии всеми ее строениями.

— Над программами такого рода обыкновенно работают мощные организации. Как удается вам продвигаться в столь несвойственной вам, духовному иерарху, работе?

— Живя в Украине, я — часть ее и хорошо понимаю: дело ее духовного прогресса не терпит отлагательств. Труд этот, каких бы ни требовал средств, не тяжел для меня, а отраден: ведь он есть спасение душ человеческих, а что может быть радостней для христианина, чем оно? Душа — кладезь побед, тайна сильной Отчизны лежит в нашем
сердце. Ибо сказал Николай Бердяев: «Христианство спасает не отдельные души, а человечество и мир».
до списку
 
Фотогалерея
© 2008-2017. Офіційний сайт Свято-Іллінської церкви Київської Митрополії Української Православної Церкви.

Всі права захищені.


Передрук матеріалів тільки за наявністю гіперпосилання на
http://orthodox-church.kiev.ua/

Головний редактор - протоієрей Віталій Косовський.





 

Створення сайту "Лаймнет"