Анонс | Новости | Монастыри Киева | Храмы Киева | Фотогалерея
Укр | Рус
Рекомендуем

Image
Image Монастыри и храмы Киева
Монастыри и храмы УПЦ
Image
Украинский хостинг, сайт бесплатно, раскрутка сайта бесплатно. Киевские Митрополиты


 
11/10/2012
Доклад Секретаря Киевской Митрополии во время работы Ассамблеи Международного правозащитного движения «Мир без нацизма»
Идеология воинствующего радикального национализма и ксенофобии: христианский анализ проблемы
 
Национализм, ничего общего не имеющий с подлинно христианским отношением к своему народу, есть настоящая ересь.
Протопресвитер Александр Шмеман
 
В последнее время вопросы национальной идеологии, этнические проблемы и спекуляции на тему патриотизма занимают все более заметное место в культурном и политическом пространстве Украины.

Необходимо подчеркнуть, что понятия «народ» или «этнос» не являются точными, научно  зафиксированными, они по-разному определяются[1], в том числе и через призму ментальных, культурных особенностей[2] или цивилизационных отличий[3]. И здесь нельзя не согласиться с выводами видного российского исследователя, экономиста и политолога Сергея Георгиевича Кара-Мурзы: «Что касается «нации» и «этноса», то это настолько идеологически нагруженные слова, в них заложены такие эмоциональные и политические инвестиции, что ожидать установления научного согласия относительно их определений — просто наивно». [4] Важно подчеркнуть, что «от того, как определить ту или иную группу — как «нацию» или как «народность», зависит не только научная беспристрастность объективность, а также и политическая целесообразность, и «направление колоссальных денежных потоков»»[5].

С богословской точки зрения, мировоззренческие взгляды радикальных националистов заключаются, как правило, в сакрализации этничности, которая понимается ими как абсолютная константа их бытия. Привязанность к этносу, природному, магическому и ко всему «родному», вплоть до крайних проявлений ксенофобии[6] — характерная черта деятельности многих политических блоков, гражданских объединений, а также раскольнических церковных групп в Украине и России. «Излишне даже доказывать, что этот бог крови и эта религия являются — не христианскими»[7],— писал видный богослов XX столетия, профессор протоиерей Сергий Булгаков.

Размышляя над проблемами национализма и антисемитизма, великий русский философ Владимир Соловьев писал: «Озлобленное преследование и умерщвление Христа было делом не народности еврейской, для которой Христос  (по человечеству) был её высшим расцветом, а это было дело узкого и слепого национализма таких патриотов, как Каиафа»[8].

 Опровергая утверждения некоторых ученых, политологов, социологов, утверждающих, что в Украине нет национализма и национальной розни, дадим слово  основателю Украинской Хельсинской Группы, известному диссиденту, правозащитнику, общепризнанному моральному авторитет современной Украины профессору Мирославу Мариновичу. Он говорит: «Так, может, христианского национализма нет вообще? Нет, он есть, в частности и в Украине. Я обрисовал бы его, как попытку построить (или развивать) Церковь на этнической вражде. В этом смысле украинский христианский национализм ничем не отличается от российского христианского шовинизма. Опасность тут в том, что Христова любовь, которая дарует свободу и охватывает собой все природные отличия, подменяется идеологически мотивированной враждой»[9].

Национализм основан на языческой ретроспективной уверенности в превосходстве одного народа над другими в силу его особого происхождения. Национализм — это идолопоклонство и языческое торжество безумия крови[10]. Как здесь не вспомнить слова известной всему миру подвижницы XX века преподобномученицы матери Марии (Скобцовой Елизаветы Юрьевны 1891 — 1945): «Страшно идолопоклонство в миру, когда оно предает Христа во имя государства, нации, социальной идеи, маленького буржуазного комфорта и благополучия»[11].

 Идея национализма, ксенофобии враждебна христианской установке на универсализм и прямо противоречит экклесиологии Православной Церкви, которая «по самой своей природе имеет вселенский и, следовательно, наднациональный характер»[12].

 В соборном документе Русской Православной Церкви ясно и недвусмысленно сказано: «Национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания»[13].

Духовная энергия Православной Церкви и религиозной веры уничтожают любые национальные разделения,  идеологические барьеры, конструируя новую социальную модель развития мира. Всесвятейший Патриарх Константинопольский Варфоломей подчеркивает: «Все люди, независимо от расы, национальности, религии, убеждений, цвета кожи и пола — живые и уникальные  иконы  Божьи»[14].

Те народы, которые отрицают существование Бога, подчиняя себя человеконенавистническим идеям, становятся заложниками безумств радикально настроенных политиков, они теряют свою богоданную свободу и подчиняются страстям и порокам «вершителей» истории.

Воинствующий радикальный национализм уничтожает целостность, стабильность развития современной Украины, удаляя ее все дальше от Европы и цивилизованного современного общества.  Психология радикального национализма не допускает построение современного, глобального, модернизированного и открытого общества.

Национальная ненависть, вражда, подозрительность и недоверие уничтожают существование универсальных принципов христианского  свидетельства об Истине всему миру. Ксенофобия, антисемитизм, шовинизм и расизм подрывают основы миссионерства, отвергая бытийные основы евхаристического единства, где у Чаши Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Кол. 3: 10 – 11).

Какими бы ни были аргументы многих общественных деятелей Украины и лидеров политических партий в пользу и защиту национальной идеологии, следует признать, что корнем воинствующего радикального украинского, русского, греческого национализма является язычество, а практикой его реального воплощения национальное противостояние, вражда, ненависть и модель изоляционизма.

По этому поводу свои опасения высказывает гениальный украинский писатель, общественный и политический деятель — Иван Дзюба. В своей новой книге (название книги на языке оригинала — украинском — от авт.) «Нагнітання мороку» мыслитель отмечает: «Попытки сделать украинский национализм государственной идеологией привили бы к более глубоким расколам общества по национальным, территориальным и мировоззренческим признакам»[15].

Соответственно, учитывая вызовы радикального воинствующего национализма, ксенофобии и антисемитизма,  как никогда, возникает острая необходимость объективного, беспристрастного, конструктивного, консолидированного научного и общественного обсуждения  различных проявлений и последствий этих человеконенавистнических идеологий в жизни современного общества.

Избежать волн ненависти и разделения можно только на уровне консолидации усилий в преодолении проблем радикального национализма. Только на платформе подлинной демократии, уважении прав и свобод человеческой личности, в условиях свободы слова, плюрализма и открытого диалога общества по всем существующим проблемам социума можно выстроить долгосрочную перспективу гуманитарной политики Украины.

 Как показывает печальный социальный опыт советского и постсоветского периода, одна абсолютизированная идеология в принципе не может быть объединяющей. Ни атеистическая коммунистическая, ни радикал националистические «этнически чистые»[16] идеи: «Украина для украинцев», «Воля України або смерть»[17] не могут объединить наше общество. И причина этого в том, что любая идеология всегда апеллирует к интересам какой-то отдельной политической части общества, но не всего единого народа. «Объединив одних людей, идеология всегда отделяет их от других. В самой природе идеологии заложена партикулярность, и разнятся между собой лишь направления и масштабы этой партикулярности. Ни в одной из идеологий по определению нет, и не может быть консолидирующего универсализма» [18].

Для украинского народа по-настоящему объединяющей идеей может стать идея социальной справедливости и духовной ответственности перед Творцом Вселенной за родную землю, народ, историю и будущее своих детей.

Однако, прокладывая путь в этом направлении, наше общество наталкивается на очередные идеологические препятствия и политические противоречия. На фоне утверждения украинского соборного самосознания развивается «местный, племенной патриотизм»[19] отдельно взятых регионов, городов и областей[20], граничащий с  откровенным нацизмом и шовинизмом. К огромному сожалению, вынуждены констатировать, что многие наши политики, общественные и культурные деятели постсоветского периода больны проказой ксенофобии.

Справедливости ради, необходимо отметить, что многие ученые, политики стараются в своей деятельности разыгрывать карту национальной вражды, ненависти, неофашизма и ксенофобии. Достаточно вспомнить статьи украинских публицистов в львовском журнале «Універсум»[21]. Или политическую деятельность украинского поэта Дмитрия Павлычко. В своих стихах и обращениях к общественности он неоднократно оскорблял священнослужителей Украинской Православной Церкви: «Черные оккупанты в черных рясах, московиты. Эта поповня нападающая и дикая, не знает чести и Господа не знает, потому что их бог — империи владыка, ненасытный кровью Сатана»[22].

Для большинства жителей Украины не менее провокационной является деятельность националистической организации «Всеукраинское объединение «Свобода»» [23], его лидеров  Олега Тягнибока и Андрея Ильенко, сына легендарного кинорежиссера Юрия Ильенко. Безумие этих политиканов выражается в том, что архипастырский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Украину послужил для них поводом для обращения в  Генеральную прокуратуру Украины. Они обратились с заявлением о возбуждении уголовного дела против гражданина Российской федерации Владимира Гундяева («патриарха Кирилла») 1946 г. р. за действия, направленные на разжигание религиозной вражды и ненависти в Украине»[24].

Таким образом, одни предлагают опутать один из регионов единой и неделимой Украины колючей проволокой, другие, отрезать часть территорий Украины, не могущих принять «массовой украинизации» как гангрену, а третьи изолировать украинские культурные центры, как индейские резервации. Все эти высказывания и призывы являются признаками вяло текущего хронического, но заразного, инфекционного заболевания нашего общества, имя которому нацизм[25].

 Как священнослужитель Украинской Православной Церкви, хочу отметить, что у Престола Божия перед скалой вечности Закона Всевышнего все человеческие идеологии, конструкции и стремления становятся призраками, которые могут вызывать только, страх, панику, обман и волнение. И задача каждого пастыря Церкви Христовой уничтожить все призрачное, ложное, серое и неживое, что противоречит духу жизни, радости, ликования и благодарения. В свете Божьего Откровения любые национальные, политические, социальные, культурные разделения и противоречия являются греховными, искажающими богоданный лучезарный лик человека — икону Творца.

Сегодня и в будущем современному украинскому обществу и интеллектуальному собранию всего мира предстоит еще много потрудиться для прояснения настоящих основ ксенофобии, нацизма и шовинизма. Перед нами огромное поле для плодотворной деятельности и нашей активности, так как до  сих пор человечеству не удалось достигнуть духовного равновесия в национальном самоощущении и демократическом развитии.

Многие люди на планете еще страждут духом воинствующего языческого национализма и стремятся не к постижению Христовой Истины, а проникаются временными, преходящими ценностями политики и конъюнктуры.

Таким образом, суммируя выше сказанное, следует еще раз отметить.

Во-первых, Православная Церковь предполагает положительное отношение человека к подлинному деятельному патриотизму, любви к родному Отечеству, родной земле, но решительного выступает против любых форм радикального национализма, ксенофобии, нацизма и расизма в его проявлениях и направлениях.

Во-вторых, единственная сила, преобразующая хаос политической и национальной вражды — это закон любви, солидарности и общей  ответственности за будущее человечества.
 

Протоиерей Виталий Косовский,
профессор Киевской Духовной Академии,
кандидат богословия, секретарь Киевской Митрополии
 Украинской Православной Церкви


[1] Подробнее см.: Льовочкіна А. М. Етнопсихологія: Навч. посіб. — К., 2002. С. 38.

[2] Подробнее см.: Грицак Ярослав. Страсті за націоналізмом: стара історія на новий лад. — К., 2011. С. 292 – 293.

[3] Об этом говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Самые важные смыслы русской культуры, самые яркие черты русского характера неразрывно связаны с православным христианством, сохранившим в чистоте учение Древней Церкви. Неслучайно даже зарубежные теоретики цивилизационного учения, рассуждая о России как об особом культурно-историческом явлении, говорят о нашей цивилизации как о православной». Подробнее см.: Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVI Всемирного русского народного собора // Интернет-портал «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата».  [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2502163.html — Дата доступа: 01. 10. 12.

[4] Кара-Мурза С. Г. Матрица «Россия». — М., 2007. С. 71.

[5] Там же, с. 71.

[6] Ксенофобия (от греч. xenos — чужой, посторонний и phobos — страх, боязнь) — неприязненное, смешанное с боязнью и ненавистью отношение к разного рода чужакам, иноплеменникам, иноверцам, иностранцам, пришельцам, беженцам, иммигрантам, новичкам и. т. п. «Принцип ксенофобии требует, чтобы социальное мышление существовало и функционировало в русле жестких антитез «мы — они», «свои — чужие», «друзья — враги», «высшие — низшие» и. т. п». Подробнее см.: Бачинин В. А. Малая христианская энциклопедия: В 4 т. — СПб.: Шандал, 2004. С. 150 – 151.

[7] Булгаков С. Н., прот. Христианство и еврейский вопрос. — Париж: YMCA–Press, 1991. С. 30.

[8] Соловьев В. Национальный вопрос в России / Владимир Соловьев. — М.: АСТ, 2007. С. 16 – 17.

[9] Маринович Мирослав. Вибране: у шістьох томах, т. 5: Передмови та рецензії. Виступи й інтерв’ю. — Львів: Видавництво Українського Католицького Університету, 2010. С. 461.

[10] Подробнее см.: Мартышин Дионисий, прот. Национализм как деструктивный фактор в жизни украинского общества: в поиске пути преодоления церковного раскола // Интернет-портал «Религия в Украине». [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.religion.in.ua/main/analitica/17038-nacionalizm-kak-destruktivnyj-faktor-v-zhizni-ukrainskogo-obshhestva-v-poiske-puti-preodoleniya-cerkovnogo-raskola.html — Дата доступа: 02.10. 2012.

[11] Мать (Мария Скобцова). Типы религиозной жизни. — М., 2002. С. 29.

[12] Раздел II. Церковь и нация, пункт 1. // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2001. С. 11.

[13] Раздел II. Церковь и нация, пункт 4. // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2001. С. 14 – 15.

[14] Варфоломей, патриарх. Приобщение к таинству: Православие в третьем тысячелетии / Всесвятейший Вселенский Патриарх Варфоломей. — М.: Эксмо, 2008. С. 308.

[15] Дзюба І. М. Нагнітання мороку: Від чорносотенців початку XX століття до українофобів початку століття XXI. — К., 2011. С. 15.

[16] Подробнее см.: Варзар І. М. Політична етнологія. — К., 2011. С. 40.

[17] Шкляр Василь. «Російсько-українська війна триває» // Універсум. — 2011 . — № 3–4. — С. 25, 28.

[18] Бачинин В. А. Национальная идея для России: выбор между византизмом, евангелизмом и секуляризмом. Исторические очерки политической теологии и культурной антропологии. — СПб., 2005. С. 28.

[19] Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. — СПб., 1997. С. 339.

[20] Подробнее см.: Зайцев О., Беген О., Стефанів В. Націоналізм і релігія: Греко-Католицька Церква та український націоналістичний рух у Галичині (1920 – 1930 роки) / За аг. Ред.. О. Зайцева; Український Католицький Університет; Центр досліджень визвольного руху. — Львів: Видавництво Українського Католицького Університету, 2011. — 384 с.

[21] Пушняк Олексій. «Русскій мір» гірше війни // Універсум. — 2011 . — № 3–4. — С. 45.

[22] Павличко Дмитро. Час: Поезії. — К.: Видавництво Соломії Павличко «Основи», 2010. С. 78 – 79.

[23] Імперська Кірілова душа // Всеукраїнське об’єднання Свобода. — 2009. — № 44 (серпень). — С. 4.

[24]  Імперська Кірілова душа // Всеукраїнське об’єднання Свобода. — 2009. — № 44 (серпень). — С. 4.

[25] «Сегодня под нацизмом можно считать преступную идеологию, при которой представители одной нации считают вполне естественным паразитировать или захватывать ресурсы у представителей другой нации на основании только национальной принадлежности. В условиях современной действительности под нацизмом можно понимать создание этнических преступных группировок на территории проживания коренных народов, занимающихся террором мирных жителей, торговлей наркотиками, разбоем, изнасилованиями и другими преступлениями». Подробнее см.: // Интернет-портал «Мир словарей». [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_pol/nacizm-657.html — Дата доступа: 02.10. 2012.
к списку
 
Фотогалерея
© 2008-2017. Официальный сайт Свято-Ильинской церкви Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви.

Все права защищены.

Перепечатка материалов только при наличии ссылки на http://orthodox-church.kiev.ua/


Главный редактор - протоиерей Виталий Косовский.

 


 

Создание сайта "Лаймнет"