ТРЕХИПОСТАСНОЕ БОЖЕСТВО
День Пятидесятницы, сошествия Святого Духа, именуется Днем Святой Троицы, поскольку в этот день раскрылось миру действие всей Святой Троицы — Трех Ее Ипостасей, и люди научились поклоняться и прославлять Три Лица единого Божества.
Откровение о Святой Троице, а все, что мы знаем о Боге, мы черпаем из Божественного Откровения, Божией милостью и Промыслом, было задержано до времен Нового Завета, до тех пор, пока не пришел в мир Сын Божий Господь наш Иисус Христос, Который принес полноту Божественного Откровения.
Послание и сошествие Святого Духа состоялось после прославления Сына Божия, поскольку Он Своими страданиями и смертью разрушил преграду в общении человека с Богом. Сойдя в день Пятидесятницы на апостолов и учеников Христа в виде огненных языков, Бог и после сошествия никогда не оставлял их, но всегда действовал в них, а сегодня действует в распространенной ими по всему миру Церкви Христовой. Без Духа Святого невозможно уверовать в Иисуса Христа. Только силой и действием Святого Духа усвояются заслуги Христовы и оправдание, приобретенное Его страданиями и смертью, и таким образом общее искупление становится достоянием каждого. В этом заключается действие Святого Духа, которое началось в день Пятидесятницы и продолжается и в наши дни.
Живоначальная Троица — величайшая тайна. Святая Церковь учит нас, исходя из Откровения Божия, что Бог — Един по существу и троичен в Лицах — Отец, Сын и Дух Святой.
Отец есть Бог, Сын есть Бог, Святой Дух есть Бог, но это не три Бога, а три Божественных Лица есть один Бог, потому что все три Лица имеют одно и то же естество, одно и то же Божество, одну власть, одну славу, одно поклонение. Бог один. Ипостаси святой Троицы не сливаются и не разделяются. И эта догматическая истина является основой христианской веры.
Святая Троица — Бог Единый по существу и Троичный в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой — является величайшей тайной христианской веры.
Невозможно человеческому уму вполне постичь, что есть Бог Троичный в Лицах и Единый по существу. Как могут быть три одним и один — тремя? Понять трудно, но потому это и есть Таинство. Святая Церковь учит, что всякая тайна, которая касается Божества и духовной жизни, познается и постигается самой жизнью человека благодаря усилию и религиозному опыту.
Чтобы познать Божественную тайну, человек должен прежде всего войти в сферу Божественной духовности, ибо только подобным познается подобное.
Хранительница Божественного Откровения и знания — святая Церковь Христова — ведет человека путем постоянного познания. Она дает нам в помощь образные сравнения, символы. Бог, в Святой Троице поклоняемый, открывает Себя миру и людям, насколько это полезно и спасительно для человека, в истории домостроительства нашего спасения, во всем окружающем нас мире. Символ и присутствие Святой Троицы мы видим во всем и везде.
Своим умом и просветленной верой мы можем дойти до понимания некоторых тайн, если сравним их с природными явлениями. Так же и с тайной Святой Троицы.
Посмотрим на ручей. Он имеет источник, русло и воду. Все три составляющих в совокупности и есть ручей. Без любого из них он перестает им быть.
Посмотрим на солнце. Мы видим небесное тело, свет и ощущаем тепло. Однако свет не является солнцем или теплом, как и тепло не является солнцем или светом. Три разные явления в одном творении — единые и в то же время разные.
Взглянем на дерево. Оно начинается с корня, развивается в стволе и завершается в кроне. Три разных состояния в одном растении.
Эти сравнения взяты из материального мира, в котором, как в зеркале, отражается Творец.
Каждый из нас носит в себе образ Святой Троицы. Бог сказал при создании Адама: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1, 26). Адам, по учению Симеона Нового Богослова, благодаря единению с Богом-светом, был по благодати троичным: состоял из тела, души и благодати Божественного Духа.
В нашей душе, которая по сути своей является образом Бога единого, есть ум — образ Бога Отца; есть познание, которое происходит от ума, — образ Сына; есть любовь, которая исходит от ума, — образ Святого Духа.
Мы — образ Святой Троицы, наше тело — храм Божий. Будем же достойными носителями образа и подобия Божия, достойными Отца, Который создал нас, Сына, Который искупил нас, и Духа Святого, Который освятил нас. Аминь. |