В нашей стране желание построить более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан приводит к тому, что миллионы людей оказываются за чертой бедности, влача порой жалкое существование. Особенно же страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб: тяжелобольные, престарелые, инвалиды и сироты. Именно они в полной мере ощущают последствия финансово-экономических реформ.
Особую значимость в деле оказания помощи неимущим приобретает благотворительная деятельность, осуществляемая церковными и общественными организациями.
Благотворительность – это любого рода добровольное служение тому, кто нуждается в поддержке; помощь нуждающимся деньгами, имуществом, советом и трудом. «...Надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать»» (Деян. 20, 35).
Свое начало благотворительность берет еще из Ветхого Завета. Ветхозаветное нравоучение определяло благотворительность как первое и неотложное дело: «...к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповеди Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья» (Сир 29. 11-15). Человеку благотворительному было обещано прощение его грехов («Искупи грехи твои правдою и беззакония милосердием к бедным» — Дан 4. 24).
В Ветхом Завете встречаются указания на все обычные виды благотворительности: помочь бедному (Иов 29. 16; Лев 25. 35; Втор 15. 7-11; и др.); долг накормить голодного (Тов 1. 17; Ис 58. 7; и др.); напоить жаждущего (Притч 25. 21); одеть нагого (Тов 1. 17; Ис 58. 7); помочь больному и калеке (Иов 29.15; 2 Мак 8. 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29. 12-13; 31. 16-17; Притч 31. 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным, странникам (2 Цар 17. 27-29; Ис 58.7); позаботиться об узниках (Ис 58. 6; 61. 1).
Однако Ветхий Завет подразумевал творение милостыни исключительно своему народу, при этом изгоняя и отвергая врагов и чужестранцев. «С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» (Втор 15. 3); на «земле своей» израильтянин должен был помогать всякому обедневшему (Втор 15. 7-11) и не брать с него роста и прибыли с данного взаймы (Исх 22. 25-27; Лев 25. 35-37), с иноземца же мог взыскивать долг (Втор 23. 20). Также существовало разделение между благочестивым человеком и грешником. «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сир 12. 1-2).
Однако в пророческих речах и учительных книгах уже присутствуют возвышенные высказывания о благотворительности. Предвидя учение о Божественной любви, премудрый Соломон пишет в притчах: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою...» (Притч 25. 21).
Новый Завет и христианская традиция не содержат каких-либо ограничений для благотворения. Евангельская заповедь творить милостыню абсолютна: закон благотворительности таков, чтобы давать «всякому просящему» (Лк 6. 30).
Христианство не принуждает к благотворению. Но творить добро – это всеобщий долг, он не связан с благосостоянием человека. Благотворение — это способ показать любовь к ближним, которая составляет «душу» христианства. Благотворительность, по словам святителя Григория Нисского, «содержит жизнь, она — мать бедствующих, учительница богатых, благая детопитательница, попечительница о старцах, казнохранилище нуждающихся, всеобщее пристанище несчастных; она делит свои заботы всем возрастам и несчастиям».
Благотворительность человека основывается на желании подражать милосердию Божию – «...будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6. 36). «Будь для несчастного богом, подражая милосердию Божию. Наше милосердие пусть будет зерцалом, чтобы видеть нам в себе самих то подобие и тот истинный образ, какой есть в Божием естестве и в сущности Божией» – говорит святитель Григорий Богослов.
Христианин имеет перед собой образ милосердия Господа Иисуса Христа, «нас ради обнищавшего (2 Кор 8. 9), нисшедшего в эту плоть и земную храмину и претерпевшего за нас скорби и болезни, дабы мы обогатились наследием Божества» «чтобы и мы миловали нищих». Не было ни одного страдания человека, на которое не отозвался бы Спаситель. Высочайшим выражением милосердия и благотворения Господа является Его святая молитва на кресте за врагов «Отче прости им, потому что не знают что творят» (Лк 23. 34). Даже говоря о Страшном Суде (Мф 25. 31-46), Господь прежде всего отмечает отношение людей к горю в жизни ближних.
Тот кто любит Бога не может жадно сберегать свое имущество. Он распоряжается им богоугодно, подавая каждому то, в чем он нуждается. «Бог же силен обогатить вас,— говорит апостол,— всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2 Кор 9. 8-9).
Также основанием для милосердия является заповедь братской любви, заповеданная нам Иисусом Христом. «Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Ин 13. 34). Занимаясь благотворительностью, мы подражаем любви Божией к людям. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин 4. 12), «а кто имеет достаток в мире но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое,— как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин 3. 17).
Каждый человек большую часть своей любви должен изливать на бедных, иметь к ним жалость и сострадательность. Святитель Григорий Богослов, свидетельствует: «ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердое». Делающий добро ближнему делает его Богу: «...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25. 40). «Когда видишь бедного, вспомни слова Его…, и хотя являющийся тебе и не Христос, но под образом этого бедняка Он Сам просит и принимает» учит свят. Иоанн Златоуст.
Благотворительность как проявление любви к ближним служит для человека залогом оправдания перед судом Божиим. Господь воздаст благотворителям: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5. 7) и осудит тех кто отказал в помощи ближнему (Мф 25.31-46). Свят. Иоанн Златоуст говорит: «Дай хлеб, и возьми рай; дай малое, и возьми великое; дай смертное, и возьми бессмертное; дай тленное, и возьми нетленное… На суде Божием милостыня восстанет и защитит тебя… Милостыня есть выкуп души».
Уже в настоящей жизни Бог награждает благотворителей и наказывает скупых. В Священном Писании дело благотворителя сравнивается с сеянием: «...кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9. 6). Благотворитель не тратит свое богатство напрасно, но приумножает его. Человек щедрый на милость, как земледелец, соберет больше плодов. Спаситель учит: «...давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6. 38). А свят. Григорий Нисский заверяет, что «Даяние это не убыточно… плод милостыни произрастает обильно».
Церковь учит, что величина жертвы зависит не от количества жертвуемого, но от степени того лишения, какому добровольно подвергает себя благотворящий: «Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Кор 8. 12). Всякая благотворительность ценна, если совершается от полноты веры и любви: и 2 лепты вдовицы (Мк 12. 42-44), и чаша воды, поданная жаждущему (Мф 10.42). «Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты — хлеб, другой — чашу вина, иной — одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного». «Благотвори с радушием», – говорит св. ап. Павел (Рим 12.8). Истинный благотворитель последнее отдаст, чтобы исполнить долг христианского милосердия.
Благотворение есть дело свободное: можешь дать и можешь не давать, но если уделяешь что-нибудь в помощь другим, никогда не сожалей о том, что даешь. Благотвори по любви, а не из желания только избавиться от назойливых просьб. Не унижай ближнего, не презирай его, не делай из своей милостыни какой-то грубой подачки. Лучше не подавать, нежели подавать со скорбью, с каким-то холодным презрением к чужому страданию. Благотворительность должна быть чистой, искренней, исходить от любящего, растворенного христианским милосердием, сердца.
Истинная благотворительность не ищет мирской похвалы, людской славы, земной награды. «Благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6, 35). «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 3-4). Благотворительность на показ, — ради того, чтобы о нас говорили, и писали, и увенчали нас всякими чинами и орденами, не есть христианская благотворительность, а такая показная, не имеющая внутренней цены, благотворительность, как известно, очень распространена. Благотворительные концерты, аукционы, соревнования, званые балы и т.д. Никогда не нужно обращать благотворительность в какую-то куплю, или в нечто такое, желая только порисоваться пред другими. «Когда творишь милостыню, не труби перед собою» (Мф 6. 2).
Святые отцы выражали свое отрицательное отношение к посмертной благотворительности, по завещанию. «Смерти благодарность, а не тебе», — заключает святитель Иоанн Златоуст. Богач не сможет загладить свои грехи, завещав бедным свое состояние, ибо посмертная благотворительность противоречит принципу – благотворить не откладывая, без промедления. «Не добровольно даешь остаток, но по крайней необходимости. Это не есть дело нежной любви, но нужды», – говорит свят. Василий Великий.
Благотворительность не состоит только в том, чтобы подавать нужную кому-нибудь пищу, и одежду, или вообще материальную помощь, но она должна иметь воспитательный характер: нужно вывести человека из того тяжелого, часто нравственно-опасного, состояния, к которому привела его бедность; нужно, как говорят, воспитать его к самопомощи. Ведь деньги для большинства бедных представляют большой соблазн, и если бы они могли правильно распоряжаться ими, то возможно и вовсе не были бы бедными.
Благотворительность предполагает не только материальную помощь ближнему, но и духовную. Поскольку человек является существом психосоматическим, то, кроме тела, заботы требует и его душа. Духовная благотворительность доступна всем христианам и в том случае, когда вещественная бывает затруднительна из-за недостатка средств. «Если нет у тебя ни хлеба, ни денег, ни даже чаши холодной воды», – говорит святитель Иоанн Златоуст, – «поплачь с несчастным, и получишь награду, ибо награда дается не за вынужденное, но за свободное дело; в какой бы бедности ты ни пребывал, у тебя есть ноги, чтобы посетить больного, узника». К делам духовной благотворительности относятся: наставление грешника истине и добру; добрый совет ближнему в затруднительных для него обстоятельствах; утешение в печали и молитва Богу за ближнего. Святитель Иоанн Златоуст спрашивает: «Овча твоего соседа пораженное лежит на пути, и ты ли не поднимешь его, не скажешь о нем соседу? Менее ли стоит внимания душа твоего ближнего, когда бы ты увидел ее пораженною или заблудшею?».
Благотворение необходимо совершать в зависимости от положения и нужды просящего. Оно не должно создавать условий для праздности и иждивенчества. «Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Увы берущему: если кто берет, имея нужду, он будет неповинен, но не имеющий нужды даст ответ, зачем и для чего он взял», – говорит Святитель Тихон Задонский. Он называет таких просителей обманщиками, ворами и хищниками. Их ожидает за гробом не утешение, но суровый Суд Божий, если не принесут в этом истинного раскаяния.
Никто не может сомневаться, что уличное подаяние милостыни в наше время мало приносит пользы. Оно плодит часто одно только профессиональное нищенство, приучающее ко всякого рода порокам. Печально глядеть на наших нищих, толпящихся на улицах, около наших храмов и наших жилищ. Сегодня получил и тут же отдал полученное, куда вовсе не подобает, и завтра повторяется тоже... Особенно поражает так часто практикующееся ныне нищенство детей.
Поэтому должна быть всячески расширяема и возможно правильнее организована общественная благотворительность, которая бы давала помощь действительно нуждающимся и ограничила бы приток ничего не делающих, а только просящих, уже даже не просящих, но прямо вымогающих. Общественная благотворительность — дело святое.
Все наши воспитательные дома, ясли, приюты для малолетних, детские санатории, рабочие дома, больницы и т. п. — все это дело христианской благотворительности. Не будем жалеть на это доброе дело своей посильной лепты. Время ныне тяжкое; число нуждающихся, и нуждающихся действительно, увеличивается. «Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь» (Пс. 40, 1).
|